![]() |
А Р Д И О . R U
Автомобильное ремонтное и диагностическое оборудование
|
Контакты
тел. (8162) 67-52-72
| ||||
Главная | Оборудование и литература | Техподдержка |
Поиск по сайту:
|
![]() |
||
Методики диагностики
Тест "Относительная компрессия"
Тест "Относительная компрессия" (relative compression) - специальный режим моторной диагностики, который служит для оценки относительной герметичности надпоршневого пространства по цилиндрам.
Примечание. Также этот тест иногда называют "динамическая компрессия", однако целесообразнее все-таки применять понятие "относительная компрессия".
Общий принцип. В процессе прокрутки двигателя стартером (без запуска) снимается осциллограмма потребляемого стартером тока. Чем герметичнее надпоршневое пространство цилиндра - тем больше максимальное давление сжимаемого при прокрутке двигателя стартером воздуха (компрессия) - тем больше сопротивление вращению двигателя, когда данный цилиндр находится в фазе сжатия, - тем больший ток потребляет стартер для проворачивания коленчатого вала. Соответственно, определив, какой участок осциллограммы стартерного тока к какому цилиндру относится и максимальные значения тока на каждом из участков, можно определить цилиндр с пониженной компрессией.
Некоторые методики предлагают анализировать не стартерный ток, а напряжение бортсети - такой подход тоже имеет право на жизнь (тем более, что не требуется иметь токовые клещи), однако не нашел широкого признания и применения (возможно, что при его использовании существенно снижается точность показаний).
Рекомендации к применению. Данный метод рекомендуется применять при явно нестабильной работе двигателя, когда необходимо установить проблемный цилиндр или цилиндры.
Ограничения метода:
- с помощью данного метода невозможно определить абсолютное значение компрессии;
- одинаково плохое состояние цилиндров (например, если по всем цилиндрам абсолютное значение компрессии около 4 Атм) не может быть выявлено с помощью данного теста. Однако, во-первых, такая ситуация (чтобы все цилиндры были совершенно одинаково неисправны) встречается достаточно редко, во-вторых, такую ситуацию можно выявить по повышенным оборотам стартерной прокрутки и по заниженному абсолютному значению тока потребления стартера;
- на осциллограмму стартерного тока помимо непосредственно герметичности надпоршневого пространства оказывают влияние другие факторы - в частности, исправность стартера. Частично проверить отсутствие этих факторов можно выкрутив свечи и просмотрев после этого осциллограмму стартерного тока;
- для проведения теста необходимо блокировать подачу топлива и/или зажигание, что на современных двигателях бывает осуществить проблематично. Крайне желательно, чтобы была блокирована подача топлива;
- наличие низкой компрессии (даже абсолютной, а не относительной) в цилиндре не указывает прямо с гарантией 100% не только на причину неисправности, но и, тем более, на необходимость капитального ремонта двигателя. То есть выявление проблемного с точки зрения [относительной] компрессии цилиндра является, прежде всего, поводом для дальнейшего исследования (например, проверки цилиндра пневмотестером).
Режим выполнения - рассматриваемый тест может выполняться:
- в ручном режиме - при этом диагност сам блокирует запуск двигателя (например, через отключение форсунок впрыска) и, используя автомобильный осциллограф, снимает осциллограмму стартерного тока, после чего вручную рассчитывает показатели;
- в автоматическом режиме с помощью мотор-тестера. Естественно, прибор должен специально поддерживать выполнение этого теста (большинство современных мотор-тестеров поддерживают этот тест). При этом, как правило, прибор сам блокирует запуск двигателя, сам обрабатывает осциллограмму стартерного тока (определяет значение тока в пиках, определяет, какой пик осциллограммы к какому цилиндру относится), обсчитывает данные и выдает результат.
Типичная процедура выполнения теста при помощи мотор-тестера:
1. Заглушите двигатель. Убедитесь, что напряжение АКБ соответствует норме.
2. Заблокируйте подачу топлива - например, через снятие предохранителя топливного насоса или отключение разъемов с форсунок впрыска.
3. Подключите жгуты мотор-тестера к двигателю в соответствии с руководством по эксплуатации прибора. Обычно подключаются:
- кабель синхронизации. Как правило, возможна синхронизация по высоковольтному сигналу первого цилиндра;
- токовые клещи для снятия осциллограммы стартерного тока - подключаются на плюсовой провод стартера.
4. Запустите выполнение теста и прокрутите двигатель стартером, следуя командам мотор-тестера (как правило, мотор-тестер указывает, когда съем данных завершен).
5. Проанализируйте полученные данные. Данные должны быть представлены примерно в таком виде:
Тест "Относительная компрессия"
Дата и время - …
Автомобиль -…
Двигатель -…
Частота вращения коленчатого вала при прокрутке стартером (максимальная) - … об/мин.
Напряжение бортовой сети (при выключенном стартере) - … В.
Напряжение бортовой сети (при прокрутке, минимальное) - … В.
Ток, потребляемый стартером, при прокрутке (максимальный) - … А.
Ток, потребляемый стартером, при прокрутке (средний) - … А.
Осциллограмма тока, потребляемого стартером при прокрутке (включая момент запуска стартера, взято с сайта http://www.chipmaster.ru, здесь приведен пример осциллограммы без блокирования запуска двигателя):
Осциллограмма тока, потребляемого стартером при прокрутке (фрагмент, при установившемся режиме прокрутки):
Расчетные значения:
Цилиндр | 1 | 2 | 3 | 4 | ... | Краткое пояснение |
Среднее максимальное значение тока, потребляемого стартером в такте "Сжатие" в цилиндре | Чем больше, тем лучше | |||||
Относительная компрессия, % ([Среднее максимальное значение тока по цилиндру] / [Максимальное из средних максимальных значений тока по цилиндрам] * 100%) | Чем больше, тем лучше |
или в графическом виде (как правило, в виде бар-графов). Пример вывода результата теста "Относительная компрессия" (в данном примере показания указывают наотсутстие цилиндров с существенно заниженной относительной компрессией):
Анализ результатов теста:
1. Начать анализ рекомендуется со значений оборотов стартерной прокрутки и максимального абсолютного тока потребления стартера. Завышенные обороты прокрутки стартера и заниженный максимальный ток потребления стартера указывают на одинаково плохую компрессию во всех цилиндрах. При этом анализ других результатов теста теряет смысл.
На исправном автомобиле (механическая часть, аккумуляторная батарея, стартер) и окружающей температуре около 20 градусов стартер раскручивает коленчатый вал двигателя до примерно 250-350 об/мин и ток потребления стартера составляет 80-250 А. Показания оборотов менее 150-200 об/мин в теплое время года указывают на возможную неисправность аккумуляторной батареи, либо стартера, либо сверхповышенное сопротивление механической части двигателя вращению (чаще все-таки первое или второе).
Если сила тока выше 300 А, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу. Если потребляемый ток ниже указанных величин, то причиной может быть сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления обмотки статора, окисление и загрязнение коллектора, окисление или подгорание контактных болтов втягивающего реле. Пример нормальной осциллограммы тока потребления стартера при запуске двигателя без блокирования подачи топлива и зажигания см. выше.
2. Неисправным является цилиндр, у которого минимальное значение тока потребления стартера при относительной компрессии менее 80-90%.
3. Естественно, по результатам теста может оказаться, что имеются существенные проблемы и более, чем с одним цилиндром.
© АРДИО РУ, Виснап К.Н. Размещение статьи 07.06.2006. Последнее обновление статьи 07.06.2006. Перепечатка только с согласия автора и с обязательной ссылкой.
Главная | Оборудование и литература | Техподдержка |
Поиск по сайту:
|
![]() |
||